9 сентября в РАНХиГС состоялась стратегическая сессия, посвященная развитию инженерного образования в России — «Люди Х»: «сплав» компетенций как новая технология подготовки инженеров-управленцев».

В пленарной и экспертной сессиях приняли участие специалисты и руководители от компаний УК «Актуальные бизнес технологии», АО «ОСК», Festo Russia, Агентство инноваций Москвы, Smart Track, АНО «Корпоративная Академия Госкорпорации Росатом», ПАО «НЛМК», Интеллектуальное партнёрство по развитию и интеграции общества ИПРИО и образовательных организаций Московский Политехнический Университет, Университет ИТМО, Инжиниринговый центр НИЯУ МИФИ, ГБОУ СПО МО ПК «Энергия», Научно-образовательный центр «Центр комплексных исследований и экспертизы» (Севастопольский государственный университет) и др.

Разработчиком проекта для РАНХиГС при президенте РФ является и Центр Навыков и Компетенций «SkillsCenter». Основная идея — это создание нового подхода в формировании инженерно-управленческих компетенций, включение его в систему высшего профессионального образования и, как следствие, повышение эффективности деятельности предприятий и организаций за счет совершенствования системы технологического управления и администрирования.

В течение полугода эксперты из РАНХиГС при президенте РФ и SkillsCenter разрабатывали модель формирования (сплавления) компетенций с целью обоснования гипотезы о необходимости нового типа людей на современном производстве, объединяющих управленческие и инженерные компетенции, обладающие нестандартным набором необходимых знаний и умений, позволяющих формировать стратегическое развитие и решать конкретные организационные и технологические задачи. Для окончательного подтверждения выбранных механизмов решения поставленной задачи проводилось это мероприятие.

На пленарной части сессии с приветственным словом ко всем участникам обратился ректор РАНХиГС, д.э.н., профессор, PhD, Заслуженный экономист РФ, Председатель Ученого совета РАНХиГС – В.А. Мау, в котором он отметил важность возрождения совмещенного инженерно-экономического образования, но с учетом новых трендов и инноваций в образовании. Именно с этой целью когда-то была создана Академия НХиГС.

Вице-президент и генеральный директор «EFESO Consulting Россия» Верховцев М.М. отметил актуальность поставленной задачи на сегодня в условиях формирования глобальных рынков и компаний, а также востребованности таких специалистов не только в России, но и в мире. Особенно важно использовать весь спектр образовательных инструментов, применяющихся сегодня.

Декан факультета Инженерного Менеджмента РАНХиГС Серебренников С.С. рассказал об истории формирования запроса на инженерно-управленческие кадры в нашей стране и отметил острую потребность в формировании новых подходов в формировании образовательных программ и траекторий как для вновь поступающих студентов, так и для взрослых специалистов, проходящих повышение квалификации, либо переподготовку на другую специальность.

Руководитель компании «Dauria Aerospace» (частная российская компания в космической индустрии) Н.Н. Веденькин указал на необходимость особенно ответственно подходить к аттестации таких специалистов с учетом международных практик, а также обязательно соблюдать паритет между инженерными и управленческими компетенциями. Особенно необходимо не увлекаться образованием, а больше уделять практическим аспектам формирования компетенций на основании самых современных технических и технологических разработок.

Об особенности формирования образовательных программ и стандартов в РАНХиГС рассказала Директор по образовательной политике И.Е. Апыхтина. Она также отметила заинтересованность Академии в этом проекте, и сообщила о том, что в ближайшее время, в том числе и по итогам экспертной Сессии начинается формирование образовательного стандарта и программы.

Итог пленарной сессии подвел Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской Академии образования М.В. Кларин. Он отметил, что инновации в образовании являются традиционным явлением на протяжении последних 50 лет. А в современных условиях время на необходимость трансляции возникающих знаний и компетенций из практической среды все время сокращается. Это привело в свое время к созданию дуальных форм обучения. Однако сегодня, в условиях ускорения информационного обмена, требуется формирование специалиста непрерывно и непосредственно на рабочем месте, а образование должно обучать умениям работы со знанием на практических примерах.

На экспертной сессии приглашенные эксперты провели анализ предложенных трендов и влияющих факторов на формирование инженерно-управленческих кадров. Сама методика, которая включает в себя не просто механическое смешение компетенций, а их дробление и дальнейший сплав, по аналогии с металлами, позволяет в значительной степени оптимизировать время образования таких специалистов. Также это позволяет совмещать, считающиеся несовместимые компетенции. Основной задачей экспертных сессий является получение «химических формул» сплава компетенций.

За 4 часа эксперты, разбившись на три условные группы (Профессиональное образование; Предприниматели и предприятия; Государство и общество) предложили свои версии ключевых трендов и видение, а также указали основные факторы, влияющие на формирование и приобретение таких компетенций. Также произвели ранжирование в заинтересованности и практической полезности выбранных критериев с позиций всех трех групп. По итогам экспертной сессии было предложено решение для Академии РАНХиГС и Факультета Инженерного Менеджмента по формированию образовательной программы.

По итогам мероприятия достигнута договоренность по совместному апробированию методики между РАНХиГС и НЛМК. Также от РАНХиГС поступило предложение ко всем желающим предприятиям и компаниям на условиях совместного софинансирования формировать подобные программы и образовательные траектории для подготовки таких специалистов в соответствии с актуальными запросами и потребностями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *