Что такое WorldSkills?

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую силу. Популярность растет, а воздействие на институты профессионально-го образования, национальной системы квалификаций усиливается. То, что Россия выиграла право на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 в Казани только подогревает интерес общества к этому явлению.

WorldSkills в мире

На сегодня WorldSkills International (WSI) — некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования (VET) в регионе или стране, которую они представляют. WSI осуществляет свою деятельность по всему миру, являясь политически и религиозно нейтральной организацией.

Видение своей деятельности WSI состоит в улучшении мира через развитие навыков и компетенций. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни.

Основная задача WSI — это проведение Мирового первенства WorldSkills Competition (WSC) раз в два года, которое сопровождается различными мероприятиями, подготавливающими и повышающими эффективность этого события.

В 2011 году, по инициативе Президента WSI — Тьерка Дюссельдорпа (в тот период) и вновь избранного Президента WSI — Саймона Бартли был основан фонд WorldSkills Foundation (WSF). Появление WSF способствовало развитию концепции Мирового первенства (WSC), более эффективного использования результатов соревнований для развития среднего профессионального образования в странахучастницах ассоциации и усиления карьерных успехов для победителей соревнований. Отсюда формируются новые фокусы развития: профориентация (Promoting Skills), развитие карьерных траекторий участников (Career Building), соревнования по всему миру (Skills Competitions), развитие СПО (Education and Training), международная кооперация вопросах профессионального образования (International Cooperation), и исследования развития компетенций (Research). Новые фокусы развития системы соревнований направлены осуществление миссии движения.

Как проходят Мировые соревнования

В основе, конечно же, лежат соревнования по определенным компетенциям. Обязательно Соревнования сопровождаются сильной конгрессно-выставочной программой. Сопровождает Соревнования много социально-общественных проектов, которые рассматриваются в течение двухлетнего периода подготовки Дирекцией WSI, согласовываются Советом Директоров WSI и окончательно утверждаются на текущей Генеральной Ассамблее, которые проходят ежегодно. Некоторые события, такие как например One School One Country, становятся традиционными и входят уже в обязательную часть Мировых соревнований (WSC).

Подготовка к следующему Мировому первенству начинается уже на текущем WSC. На деловой части мероприятия формулируются задачи для движения и вызовы в современном среднем профессиональном образовании (VET), которые формируют повестку деловой части предстоящего чемпионата. За это отвечают Официальные делегаты от каждого члена Ассоциации, составляющие Стратегический комитет. На самих соревнованиях формируются стандарты и задания WSI на следующее первенство через собранные экспертные сообщества. Это задача Технических делегатов и Технического комитета WSI.

В 2011 году была заложена концепция развития соревнований и самой организации WorldSkills до 2020 года. Она предполагает серьезные изменения в регламентах проведения соревнований, порядке обновления тестовых заданий, изменение принципа подбора критериев оценки, формирование новых медиа форматов представления соревнований, отмену института Технических делегатов, замену экспертных сообществ на внешние компании, консультирующие в области профессионального образования и рынка компетенций. И это все мы увидим на ближайших соревнованиях в  Абу-Даби и Казани.

Использовать Соревнования в качестве основного движка для решения поставленных задач — весьма результативная идея. Соревнования — эффективный инструмент сравнения между собой в пределах, ограниченных определенными правилами. Соревнования предполагают общие рамки — результат коллективной договоренности, выработанной до соревнований.

При этом должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:

  • Соревнования должны быть публичны, т. е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица
  • Правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников
  • Тестовые задания и критерии оценки должны быть заранее известны
  • В ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников)
  • В процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов
  • Система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта

Эксперты

Роль экспертов в организации соревнований очень высока. Под экспертом мы понимаем человека, обладающего определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки.

Эксперты формируют экспертные сообщества. Главный и заместитель Главного эксперта выбираются по окончании текущих соревнований на следующие Соревнования. Перед этим все эксперты, участвующие в работе на текущем чемпионате, сразу после его окончания формируют изменения в текущие стандарты и формируют предварительные Задания на следующий чемпионат. На основании этих документов вновь избранные по каждой профессии Главный и Заместитель главного эксперта совместно с Технической дирекцией изменяют регламенты предстоящих Соревнований. Через год к ним присоединяются Технические делегаты, которые назначаются Президентами жюри по соответствующим компетенциям. С этого момента формируется Skills Management Team, которая определяет уже точные регламенты и задания. За полгода до Соревнований они собираются вместе на площадке в рамках Недели подготовки к Соревнованиям (CPW — Competition Preparation Week) и окончательно принимают решения по месту проведения, готовности площадки, всем недочетам площадки и т. п. В последнее полугодие к ним начинают прибывать вновь назначенные эксперты из стран/регионов, которые выразили желание участвовать в Соревнованиях по данной компетенции.

На CPW окончательно определяется перечень компетенций (профессий), по которым будут проводиться Соревнования. Если к этому моменту по компетенции не зарегистрировалось достаточное количество участников, то на следующие Соревнования компетенция снимается, а на ее место приходит какая-либо из Презентационных. Происходит естественная ротация и своеобразный рейтинг по популярности.

Для качественной оценки также необходимо минимально регламентированное количество экспертов. Количество экспертов может превышать количество участников. Зачастую это даже приветствуется, т. к. позволяет обеспечить более высокую объективность судейства.

SMT формируют Skills Management Plan (SMP) — разбивку экспертов по группам, порядок судейства, время проведения соревнований и другую детальную информацию для предстоящих Соревнований.

Технические стандарты WorldSkills

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. То, что подразумевается под стандартами WorldSkills, включает в себя: Техническое Описание (TD — Technical Description), Тестовое задание (TP — Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудование (Layout) и Требования по технике безопасности (Health & Safety).

Экспертное сообщество формирует или актуализирует (в зависимости от того, новая это компетенция или уже существует с предыдущих Соревнований) вышеперечисленные стандарты.

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. То, что подразумевается под стандартами WorldSkills, включает в себя: Техническое Описание (TD — Technical Description), Тестовое задание (TP — Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудование (Layout) и Требования по технике безопасности (Health & Safety).

Через TD задаются рамки компетенции (профессии). Эксперты указывают присущие профессии ключевые Skills (Навыки, умения, знания и т. д. Английский язык в этом плане более универсальный, чем русский. В дальнейшем мы будем называть это Навыком, хотя, например, к теоретическим знаниям это слово трудноприменимо. А теоретические Skills также проверяются.) так, чтобы их было возможно проверить каким-либо образом. В случае, если владение Навыком невозможно проверить имеющимися средствами или за этот Навык не проголосуют не менее 80% экспертов, то тогда этот Навык не включается в TD. Также в TD указываются условия проверки, требования к оборудованию и технологиям, групп критериев и их веса, условия рационального использования материалов и энергии, «мягкие» навыки и иные сведения, необходимые для описания компетенции (профессии). При этом есть обязательное условие: никогда не указываются какие-либо конкретные торговые марки или бренды производителей оборудования. Общие изменения в TD должны составить не менее 30% от предыдущего действовавшего TD.

Затем к каждой компетенции (профессии) формируется или актуализируется конкретное задание (TP) на проверку. Оно состоит из определенного количества модулей, которыми необходимо проверить тот или иной Навык. Обязательно должны проверяться все указанные в TD Навыки. Этим и определяется достаточно большая продолжительность Соревнований от 16 до 22 часов чистого времени.

Обязательно к каждой части Тестового задания формируются наборы критериев, имеющие определённый экспертами вес. В сумме вес всех критериев должны составить 100 (%). Чаще всего TP состоит из 9 модулей, в каждом из которых выделяются отдельные аспекты. Аспекты оцениваются отдельными критериями и субкритериями, в зависимости от сложности модулей. Количество оцениваемых критериев может достигать нескольких сотен. Для каждого критерия задается свой интервал варьирования в зависимости от важности критерия. Этот интервал необходим для отсеивания предвзятых оценок.

Критерии бывают объективные, субъективные и квалификационные (judge criteria). Объективные критерии фиксируются через измеряемые параметры: мм, граммы, штуки, вольты, градусы и т. д. Для оценки объективных критериев привлекаются всегда группы по три эксперта. Каждый ставит свою оценку. Выбирается та оценка, которая попадает в интервал варьирования от среднего из этих трех оценок.

Субъективные критерии определяются баллами (от 0 до 9), которые ставят эксперты. Для этих целей необходимо привлекать для каждой оценки не менее пяти экспертов. Таким же образом, используя варьируемый интервал от среднего, выбирается итоговый балл. Этот балл определяет долю от максимального значения критерия. Субъективные критерии фиксируют мнение экспертов относительно Навыка или готового изделия, которые невозможно измерить прямыми методами.

Обычно соотношение между объективными и субъективными критериями составляет 70 на 30. Но в каждой компетенции (профессии) это определяется на усмотрение экспертного сообщества. Есть профессии, например, «автомеханик», где вообще нет субъективных критериев. Есть и наоборот, «парикмахер», где субъективные критерии могут достигать 80%.

На последних Соревнованиях в  Сан-Паоло были введены в использование квалификационные критерии. Они первоначально были предложены вместо субъективных. Но на практике оказалось, что они могут дополнять друг друга. Как это будет работать, мы сможем увидеть на Соревнованиях в Абу-Даби в 2017 году. Суть квалификационных оценок состоит в том, что они определяют уровень владения тем или иным Навыком. Вес соответствующего критерия разбивается на четыре части (0%, 33%, 66%, 100%) и экспертами ставятся оценки от 0 до 3. Оценка происходит также, как и для субъективных критериев. Полученная оценки трактуются следующим образом: 0 — конкурсант не владеет данным Навыком, 1- конкурсант владеет навыком на уровне выпускника образовательной организации, 2- конкурсант владеет навыком на уровне действующего работника, 3- конкурсант владеет навыком на уровне специалиста и понимает все тонкости.

Все вместе эти критерии составляют Оценочный план компетенции (профессии). Следует отметить, что непосредственно перед Соревнованиями (за два дня до старта) эксперты обязаны внести 30% изменений в TP таким образом, чтобы состав критериев не изменился и не появились какие-либо новые критерии, а также использовалось бы то же самое оборудование, которое указано в инфраструктурных листах.

Исходя из измененного TD, определенного TP и выбранных критериев выбирается оборудование, необходимое для проведения соревнований. Организаторы вправе выбирать более удобное для них оборудование, но оно в обязательном порядке предварительно, за год до проведения соревнований, согласовывается со SMT, а в дальнейшем, не меньше чем за 2 или 3 месяца (в зависимости от компетенции) должно быть утверждено всеми экспертами (не менее 80% от общего количества экспертов). Оборудование должно отвечать требованиям, представленным в TD и в требованиях по Технике безопасности (H&S). Суммарно эти все требования достаточно жесткие. Поэтому попасть в пул компаний, обеспечивающих Соревнования WSI достаточно престижная история. Этим подтверждается стремление тех или иных компаний представить свое оборудование или технологии на Соревнованиях.

Отдельно вынесены в стандартах WS требования по Технике безопасности. Есть четкая позиция, что реальное соблюдение этих требований способствует повышению эффективности труда. Снижение травматичности и досрочного вывода из строя оборудования являются важными факторами при оценке конкурсантов. Поэтому в число субъективных критериев обязательно вводятся требования по ТБ (H&S). Кроме того, в ряде случаев несоблюдение ТБ может служить причиной досрочного снятия с Соревнований.

В период подготовке к Соревнованиям среди экспертов выбираются Эксперты с особыми полномочиями (ESR): по технике безопасности; по коммуникациям со СМИ, общественностью и популяризации профессии; по бережливости производства; по работе с оценочным материалом; по дальнейшему развитию компетенции (профессии). Эти эксперты ответственны в период подготовки к соревнованиям по поручению Главного эксперта готовить регламенты, материалы и информацию по своим направлениям. Для этого они напрямую коммуницируют с экспертами и сотрудниками из Технической дирекции WSI. Во время соревнований эти эксперты собирают ежедневно информацию, замечания и предложения от экспертов и конкурсантов, а также от специалистов и сотрудников Технической дирекции с целью обобщения и представления предложений по изменению стандартов WS на следующий цикл по окончании соревнований.

Следует отметить, что большую роль в работе Технической дирекции играет Технический комитет, сформированный из Технических делегатов от каждой страны/региона. Являясь неотъемлемой частью Соревнований и погруженные внутрь в качестве Президентов Жюри они акцептуют все предложения со стороны Экспертов и Технической дирекции.

Стратегическое развитие Соревнований WS

В WSI существует Стратегический комитет, сформированный из Официальных делегатов от каждой страны\региона и представителей Официальных партнеров движения, который помимо WSF отвечает за Стратегическое развитие Соревнований WSI и усиление их роли в развитии Среднего Профессионального образования во всем мире.

Для этого в период подготовки к Соревнованиям проводятся регулярно встречи Стратегического комитета, конгрессные мероприятия, которые формируют повестку к предстоящей Конгрессно-выставочной программе Соревнований WSC.

На сегодняшний день ключевыми направлениями работы Стратегического комитета являются: прогнозирование компетенций (профессий) ближайшего будущего; использование стандартов WS в действующих системах профессионального образования; медийная привлекательность Соревнований WSC; построение новой финансовой модели функционирования WSI; повышение эффективности коллективного управления движением WS и организацией WSI.

Официальные документы движения WorldSkills

 

Конституция WSI

Регламент WSI

Правила организации соревнований

Кодекс этики WSI

 

Источник: https://www.worldskills.org/about/organization/wsi/official-documents/