Человеческий ресурс предприятия – это понятие, которому любой современно мыслящий руководитель сегодня уделяет особое внимание. Умение оценивать, обучать, мотивировать и управлять персоналом напрямую влияет на качество результатов производственного процесса и, как следствие, выполнение стратегических и финансовых задач.
Человеческий ресурс – это совокупность людей, их личностного и профессионального потенциала, который включает в себя интеллект, теоретические знания, компетенции, опыт, инициативность, мотивацию, духовные блага и ценности.
В советские и постсоветские времена крупные предприятия представляли собой неповоротливые «танкеры», поменять курс которым было крайне трудоемко и затратно. Такому большегрузу проще существовать в рамках отработанных схем и решений в режиме стагнации, чем перекраивать подходы к процессам управления. Руководитель не обладал должным пониманием каков качественный состав его команды, насколько она может быть эффективна в кризисных ситуациях. Чаще всего, делегирование полномочий происходило строго по существующей иерархии должностей, что совершенно не гарантирует достижение конечных целей бизнеса. Большой, а зачастую неоправданно раздутый штат, неминуемо приводил к усложнению внутрикорпоративной коммуникации, как к профессиональной, так и межличностной. Так сотрудники больше общаются внутри своего отдела (департамента), не обмениваются текущей информацией, не привлекают друг друга к обсуждению вопросов широким кругом участников.
Путь от идеи до реализации становится долгим, многоступенчатым и чересчур бюрократизированным. В связи с этим, сотрудник зачастую теряет интерес к результатам своего труда, поскольку не может оценить собственный вклад и свою профессиональную значимость. На сегодняшний день любой успешный бизнес, вне зависимости от его масштабов, гибок и подвижен. Это обязательное условие его выживания в условиях невероятной активности рынка и бешенной конкурентной гонки. Опыт мировых компаний говорит о том, что изменить, усовершенствовать стратегию, подходы и внутренние структуры бизнеса можно за считанные дни и подобные стратегические изменения – это регулярная и уже вполне привычная для бизнеса практика. Для ее реализации нужны опытные, инициативные, мотивированные на успех, готовые самостоятельно принимать стратегические решения сотрудники. И речь не только о руководителях высшего звена, каждый работник на своем уровне должен стремиться развивать в себе эти качества. Таковы ожидания времени.
Но где искать этих чудо-людей? И с чего начать поиск? С уже имеющихся человеческих ресурсов предприятия и их оценки. Для бизнеса жизненно важно понимать насколько навыки и компетенции сотрудников соответствуют ожидаемым, оправдано ли данное количество человек с точки зрения масштабности задач. Насколько верно они понимают свою роль в рабочем процессе, насколько мотивированы развиваться. Связывают ли свой профессиональный рост с конкретным предприятием его сферой деятельности.
Кто и как оценивает компетенции сотрудников?
Профессиональные организации, которые специализируются на системах управления знаниями на предприятии, используют стандартные методики оценки или составляют индивидуальные, подходящие под специфические, отраслевые задачи. Готовым и успешным решением является программа подготовки инженеров-управленцев «Люди–Х» // www.x-skills.ru //, запущенная РАНХиГС при Президенте РФ и Центром навыков и компетенций SkillsCenter в 2015 году. Она подходит широкому кругу специалистов: от предприятия-работодателя, заинтересованного в специалистах нового формата, до частного лица, цель которого повысить свои инженерные или управленческие навыки. Для реализации проектов программы «Люди-Х», принятия решений и формирования образа компетентного специалиста используется уникальный авторский подход, сочетающий в себе метод экспертных оценок и системный анализ, автоматизированный с помощью специальной информационной системы SkillsPro. Прежде, чем подобрать или составить программу оценки персонала, необходимо детально сформулировать цели исследования и области их практического применения на предприятии. Результат подобных программ носит строго прикладной характер, демонстрирует руководителю реальную ценность знаний, навыков, компетенций сотрудников и помогает усовершенствовать, обновить или адаптировать его под стратегические задачи бизнеса.