Блог

Чем отличается компания, которая работает с ноу-хау, от обычной?

Ноу-хау
Трансформация происходит в тот момент, когда знания компании собственник и управленцы признают ценностью, в том числе его основной бизнес-процесс как способ ведения деятельности, т.е. ноу-хау. И не просто ценностью, а собственностью компании (нематериальным активом, НМА). Это значит, что ты как собственник уже продаешь не свои способности что-то перепродать подороже. Ты продаешь создание уникальных товаров или услуг за счет накопленных знаний и своего способа как это делается. Ты хранишь эту информацию в тайне - коммерческая тайна — режим, в котором сохраняется ноу-хау. Ты учишь этому сотрудников, подписывая с ними NDA, или соглашение о неразглашении. Ты защищаешь этот способ от использования другими, т. е. от подражания.

Всё это вместе — о новом уровне зрелости компании, когда ты знаешь свой бизнес-процесс, он формализован, и это твое ноу-хау (знаю как).

В бизнес-школах учат руководителей работать с визуализацией бизнес-процессов, и это не просто так. Чтобы знать, как достичь результата, нужно видеть и понимать путь к нему, а для этого его надо описать. Описанный способ достижения результата компанией — это и есть её ноу-хау.

Формализация бизнес-процессов способствует повышению управляемости компании и позволяет команде реализовать стратегию.

Представьте компанию, в которой:

  • Каждый сотрудник понимает свою роль в компании, место в структуре организации и зону ответственности
  • HR обладает инструментом оценки влияния каждого специалиста на экономический результат компании и может быстро вводить в должность на любую позицию любое количество сотрудников
  • Каждый руководитель знает, что происходит в его отделе, и какие точки процесса нужно держать на контроле, чтобы непрерывно улучшать финансовые показатели компании.

А теперь представьте компанию, в которой:

  • Все делают всё, по прямому заданию руководителя, которых несколько в равном статусе и каждый с размытым функционалом и неясным местом в структуре управления и принятии решений
  • Руководители отделов фактически не имеют возможности влиять на процесс, за который ответственны. Принимают решения по потребностям. В погоне за результатом используют эмоциональное давление на зависимых работников
  • HR специалисты набирают новых сотрудников для тушения пожаров, не понимая в какой конкретно позиции какой функционал нужен, не могут корректно ввести в должность руководителя, ограничив его зону ответственности.

Всё это влияет на корпоративную культуру компании и реализацию её стратегии.

В первом случае, когда компания гибкая и управляемая, команда способна концентрировать свои ресурсы на приоритетах развития бизнеса и повышении прибыльности.

Во второй ситуации, в организации отсутствует система, а команда тратит свои ресурсы на удовлетворении текущих потребностей.

Существует несколько подходов к формализации бизнес-процессов: от международного и самого популярного стандарта SIPOC до сложных BPMN-схем, с которыми работают IT-специалисты при автоматизации БП.

Для руководителя важным эффектом при описании бизнес-процессов является появление формализованных контрольных точек, с помощью которых можно отслеживать прогресс в достижении результатов и диагностировать проблемы.

Для сотрудников важны не сами схемы, сколько регламенты, в которых даны описания правильных действий в разных ситуациях, разговорные скрипты (при необходимости), а также проверочные чек-листы. Обычно подобная информация собирается в регламенте бизнес-процесса.

Регламент бизнес-процесса, сформированный по итогу его формализации, содержит:

  • Описание действий сотрудников, вплоть до разговорных скриптов, при необходимости взаимодействия с клиентами
  • Чек-листы для самообследования, проверки готовности рабочего места и корректности выполнения работы
  • Контрольные точки с привязкой к финансовым показателям, по которым руководитель может оценить эффективность управляемого бизнес-процесса и вовремя его скорректировать.

Именно Регламент бизнес-процесса может стать формальным документом, объективизирующим ноу-хау для постановки его на баланс.

Услуги по формализации бизнес-процессов оказывают многие компании, но только в SkillsCenter этому учат. Наши консультанты дают клиентам удочку, а не рыбу, обучая методике формализации бизнес-процессов. Кроме того, Учебно-методические материалы передаются в электронном виде, загруженными в LMS (Learning Management System) на Тильде. И пока компания двигается к цифровой трансформации и формирует новые активы, знания о её бизнес-процессах уже работают.