Методологическая статья: коммуникация в деятельности развития

Вячеслав Волков, к.т.н., консультант в области образования и территориального стратегирования, организатор и руководитель проектной работы программ, ОДИ и проектно-аналитических семинаров по вопросам развития образования, стратегического развития организаций и территорий, организатор и ведущий Стратегического клуба «Город» (г. Тольятти), эксперт в области образования и территориального стратегирования, научный руководитель программ ДПО «PRO Социум»

Анна Князева, модератор проектной работы образовательных программ, эксперт в области территориального стратегирования, разработчик проектно-ориентированных образовательных программ МШУ СКОЛКОВО

Статья сформирована по следам методологической консультации в рамках профессиональной программы профессиональной переподготовки «Современные технологии управления в социальной сфере» (PRO Социум) РАНХиГС при Президенте РФ на четвертом модуле в г. Ростов-на-Дону (видео).

Контекст. О программе

Социальная сфера

Основанная задача программы «Про:Социум» — подготовка управленцев в социальной сфере (рис. 1). Но в силу того, что формализованное представление о таком объекте как социальная сфера отсутствует, для решения этой задачи в качестве базового процесса этой подготовки положена проектная деятельность как подход в создании того, чего фактически нет. В ходе программы участники осваивают навыки проектной деятельности, формируют представления о социальной сфере и инструментах воздействия на социальные процессы.

Рис. 1. Представление о социальной сфере как целостной структуре

Качество жизни

В качестве базовой гипотезы программы принят тезис — деятельность социальной сферы задает качество жизни людей (рис. 2), вовлекая их в процессы создания условий достойной жизни и свободного развития в соответствии со статьей 7 Конституции РФ.

Рис. 2. Формула качества жизни

Программа «Про:Социум» является коммуникационной площадкой формирования образа социальной деятельности, ориентированной на качество жизни людей. Основной девиз программы: «Главное — человек!»

Проектный протокол

Участники программы — руководители отраслей социальной сферы, которые в своей текущей деятельности фактически не имеют пространства для анализа и проблематизации сферы своей деятельности, целей и ценностей, формирования образа будущего. 

Работа развернута в соответствии с определенным Проектным протоколом (рис. 3). В процессе освоения модулей программы участники анализируют существующие ориентиры своей деятельности, фиксируют проблемное поле и проектируют инструменты решения выявленных проблем.

Рис. 3. Проектный протокол программы «ПРО:Социум»

Из четырехлетнего опыта работы в программе, через которую прошло несколько тысяч участников из десятков регионов страны, следует, что основными затруднениями в анализе текущей деятельности и поиске проектных решений является дефицит представлений о проектной деятельности, отсутствие коммуникативных навыков, способов формализации проектных идей.

Эти затруднения в программе решаются за счет методического сопровождения деятельности проектных команд, привлечения ведущих экспертов и методологических консультаций.

Что такое коммуникация?

Коммуникация — это многоплановый процесс установления контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности. Иными словами, коммуникация — это взаимодействие мыслящих людей.

В теории Никласа Лумана коммуникация — это единство трех элементов: сообщение, информация и понимание[1]. Основной элемент — информация. Информация — событие, которое меняет состояние системы.

Основной смысл коммуникации — установление контактов, порожденных потребностями совместной деятельности для изменения состояний системы через организацию понимания (рис. 4). 

Рис. 4. Пространства командной коммуникации

Что является результатом понимания коммуницирующих людей?

Если принять, что проектная деятельность направлена на создание того, чего нет, то в процессе ее освоения на основе коммуникации должны рождаться новые смыслы, представления и способы действия, то есть то, из чего в последствии и формируется продукт проекта — описание новой деятельности.  

Организация коммуникации предполагает создание тематического пространства, ограничением которого являются представления участников относительно выбранной ими темы и ориентиров, задаваемых в установках руководителя деятельности.

Поиск совместности, заинтересованности в обмене суждениями осуществляется за счет организации понимания сообщений участников. Организация понимания регулируется модератором по установленным участниками правилам и способам фиксации понятного высказывания. 

Количество позиций и порядок обмена компетентностными суждениями устанавливается участникам и регулируется модератором. Порождаемые в дискуссии смыслы и идеи фиксируются в виде тезисов и схем.

В результате обсуждений ориентиров из установки руководителя и соотнесения их с анализом затруднений в выбранной командой теме формируется проблема как пространство поиска идей для проектирования деятельности, решающей обозначенную проблемную ситуацию.

Эффективность коммуникации в проектной работе во многом зависит от готовности восприятия позиции участника и его высказывания в дискуссии как возможность «увидеть» новое, иное. 

Возникает ситуация

На четвертом модуле программы у участников возникает ситуация, связанная с переходом от проектной работы к формированию планов практической реализации наработанных идей и представлению их на заключительном этапе (рис. 5).

Как и что нужно сделать, чтобы проектная идея была реализована?

Рис. 5. Пространства коммуникации для реализации проекта

Переход от пространства групповой проектной работы в команде к предъявлению наработанного, вовлекая тех, от кого зависит реализация, осуществляется также на основе коммуникационной деятельности, элементы которой участники осваивали на прошедших модулях программы.

Отличительным моментом этого перехода от проектной работы в группе к предъявлению планов реализации является организация и подготовка наработанной информации в том виде, в котором она будет воспринята теми, от кого зависит внедрение предлагаемой новой деятельности.

Информация воспринимается, если она отвечает на три вопроса:

Последовательность изложения и акценты сообщения должны быть ориентированы на область интересов коммуниканта, решение и мнение которого важно для продвижения и реализации проектной идеи.  

Для организации процесса обсуждения (коммуникации) планов реализации проектных идей необходимо:

В качестве материала для предъявления разработчиками информации для коммуникации можно указать на существующие сегодня нормы, правила, требования, которые являются ограничением для реализации проекта, или же показать, какие новые нормы, разработанные участниками проектной группы, необходимо согласовать, утвердить или разработать вновь. Эти предложения, оформленные в виде норм, необходимы для коммуникации с теми, кто устанавливает, контролирует или дезавуирует нормы, правила и законы.

После процедур согласований и уточнений на коммуникационной площадке предложений участников необходимо сохранить формат командной работы для авторского сопровождения проекта, ибо неучтённые обстоятельства, возникающие в процессе реализации, требуют согласования и корректировки исходных установок проекта.

Для осуществления этой постпроектной работы важно сохранить постоянно действующее (регулярное) пространство коммуникации, где обсуждается ход реализации проекта, рождаются новые идеи для новых проектов. Но это пространство коммуникации должно обслуживаться уже программным комитетом, частью которого является защищенный и реализуемый проект.

«Зачем мы живем в этом месте вместе?»

Обобщая, коммуникация — это среда, в которой рождаются новые идеи, формируются команды единомышленников, формируется пространство доверия, если эта коммуникация публична и открыта для тех, кто готов отвечать на вызовы и вопрос «Зачем мы живем в этом месте вместе».


[1] Rühl M. Wie kommen bei der systhemtheoretischen Betrachtung (N.Luhmann) Normen ins Spiel? // Funiok R. Grundlagen der Kommunikationsethik. Kon- stanz, 1996. С. 45.