Отраслевой Форсайт: что это такое и зачем он нужен?

Что такое Форсайт и где применим?

Отраслевой Форсайт — это игротехника, или способ организации групповой коммуникации в формате игры, во время которой участники-эксперты совместно формализуют видение желаемого образа будущего отрасли, исходя из понимания трендов, возможностей и угроз, а также договориться о действиях на пути к нему.

Форсайт — это инструмент развития руководителей в таких направлениях как стратегическое мышление, целеполагание, прогнозирование и управление командой. 

Методика Форсайта отлично работает, когда есть большая группа людей, объединенных какой-то совместной деятельностью — корпорации, ассоциации, отраслевые объединения. И перед ними стоит задача проанализировать и спрогнозировать будущее компании, отрасли или бизнес-проекта, вывести на более высокий уровень, принципиально пересмотреть стандарты. Форсайт идеально подходит для больших коллективов от 50 до 100 человек, поскольку круг интересов и жизненный опыт участников значительно разнятся. В этом заключается возможность максимально раскрыть общий контекст — мир будущего для ведения деятельности, которой заняты участники.

Это сложно сделать в маленькой компании, поскольку коллеги зачастую хорошо знакомы, их ценности и интересы совпадают. В таких условиях трудно выходить на осмысление глобального опыта. Чем разнообразнее и шире аудитория, тем выше точность метода.

Кроме того, в Форсайте важен принцип нонконформности. Нонконформность — это стремление отстаивать собственные принципы и взгляды, непринятые или непопулярные в конкретном обществе.

Форматы проведения Форсайта

Классическая сессия Форсайт длится, как правило, семь дней. Рапид форсайт (Rapid Foresight) – более распространённая технология, которую часто применяют государственные институты развития, длится до трёх дней. Кроме того, существуют однодневные технологии — для отработки точечных запросов, без глубокого погружения и масштабирования.

Форсайт даёт понимание можно ли объединить деятельность организации понятием «отрасль». Это важно идентифицировать на начальном этапе, поскольку в процессе работы сотрудники могут не найти общие тренды и направления для совместного развития.

Кроме того, важно определить, как затрагиваются интересы других отраслей в глобальной экономической цепочке. Понимание этого даёт возможность спрогнозировать результат на 30 и даже 50 лет вперёд, выстроить планы по её развитию.

Регулярность проведения Форсайтов

Форсайты важно проводить регулярно, с определённой периодичностью, когда меняется какой-то внешний контекст в жизни участников

Первый горизонт планирования во многих отраслях — это три года. Будет оптимально, если запланировать проведение стратегических сессий примерно за год до первого горизонта — материалы становятся более точными, карты будущего начинают реализовываться, появляется много информации для анализа.

Крупные игроки рынка, которые регулярно используют Форсайт как бизнес-инструмент на регулярной основе, совершают значительные прорывы. У них есть возможность оценивать свои достижения и провалы, гибко корректировать стратегии и планы, держать в фокусе долгосрочные перспективы. Точность предсказания событий достигает 90–95%. Это даёт превосходный результат.

Но существует ещё такое понятие как «точки бифуркации» или, проще говоря, развилки. В момент наступления переломного момента важно переиграть Форсайт, чтобы проследить движение по другому пути, оценить или сравнить прогнозируемые результаты.

Наступление так называемых «чёрных лебедей», случайных или трудно прогнозируемых значимых событий, — это отдельный весомый повод для проведения Форсайта.

Развитие метода Форсайт в России

В России технологии прогнозирования начали развиваться с 90-х годов, точечно, с оглядкой на опыт западных стран. А начиная с 2011 года, с момента создания Агентства стратегических инициатив (АСИ), пронеслась первая серия Форсайтов, в качестве рекомендованного инструмента АП к проведению. Это стало точкой взрывного роста, о технологии заговорили массово. И поскольку невероятную значимость для бизнеса/отрасли приобрело понятие «компетенция», Форсайт с тех пор только набирает обороты.

Онлайн или офлайн?

Возможно ли провести Форсайт в онлайн формате? Опыт такой, безусловно, есть. Но его результаты весьма спорны.

Если стоит задача придумывать что-то принципиально новое, то онлайн, конечно, невозможен, потому что общение, коммуникация между людьми – это больше, чем просто разговор или визуальный контакт. Особенно, когда речь идёт о проектировании будущего — важно всё, задействуется все органы чувств, неправильно ограничиваться вербаликой, итог будет не вполне достоверный и наверняка скупой.

Результаты игры

Результаты каждого Форсайта впечатляют и часто выходят за пределы первоначальных целей

Реальный опыт игротехников показывает, что достигнуть 80% совпадений по прогностике — задача, реализуемая для любой сферы деятельности, в некоторых сферах — до 90%. В горизонте планирования на 5–10 лет оценить предварительный итог можно уже спустя 3–5 лет, наблюдать как проигрывается в жизни и, самое главное, увидеть реализацию негативных моментов. Они, конечно, неизбежны, но Форсайт позволяет подготовиться к кризисам и планировать действия с их учётом. Каждый из участников игры (предприниматель, чиновник, работник) является экспертом и каждый получит свой личный результат от игры.

Если посмотреть на ожидаемые итоги более глобально, то здесь важно выстроить кооперационные цепочки между всеми участниками, подсветить друг для друга угрозы и точки роста, обозначить специфические моменты с экспертной точки зрения, например законодательства или взаимодействия с другими отраслями, обменяться знаниями между участниками отраслевого сообщества. Предупрежден — значит вооружен, то есть появляется самая реальная возможность подготовиться, перестроить свой бизнес к тем новым веяниям, которые неизбежно придут.

В чем успех игры?

Большинство крупных отраслевых объединений, которые есть в нашей стране, регулярно проводят Форсайт

Хорошим примером может служить Форсайт для деревянного строительства. Прежде чем спрогнозировать ситуацию на разных временных горизонтах и сформировать планы по развитию, необходимо было идентифицировать себя как отрасль или подотрасль, понять в каком направлении выстроена коммуникация лучше/хуже — деревопереработка и строительство, оценить взаимодействие с другими отраслями, с государственным сектором.

Реальный интерес появился тогда, когда после первых Форсайтов, зачастую проведённых по рекомендации Российского союза промышленников и предпринимателей, участники смогли оценить результат игры и сравнить его с текущей ситуацией, здесь и сейчас. Спустя время они видят, как сбывается прогноз и появляется желание вернуться, простроить более точную парадигму вариантов, углубиться, составить максимально точную маршрутную карту к самому оптимальному из вариантов. Каждый последующий Форсайт становится качественнее и точнее, поэтому хочется продолжать.

Да, это игра, но от неё может зависеть успех большого дела!